Эрик Берн. Игры, в которые играют люди |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕГлава 6Бытовые игрыВ обычных социальных условиях все игры оказывают важное, быть может, даже решающее влияние на судьбы игроков; но некоторые игры более пригодны в качестве пожизненного занятия, и в них чаще вовлекаются относительно невинные посторонние лица. Подходящее название для этой группы игр – бытовые игры. В нее входят: «Алкоголик», «Должник», «Дай мне пинка», «Попался, сукин сын!», «Вот что я из-за тебя наделал», с их основными вариантами. Они примыкают с одной стороны к супружеским играм, с другой – к играм преступного мира. 1. АлкоголикТезис. В анализе игр не занимаются алкоголизмом или «алкоголиками»; рассматривается лишь роль Алкоголика в определенной игре. Если и верно, что первичным стимулом пьянства является биохимическая ил» физиологическая ненормальность – что пока не вполне выяснено – то изучение этой стороны дела принадлежит обычной медицине. В анализе игр интересуются совсем другим – видами общественных взаимодействий, связанных с такого рода злоупотреблениями. Отсюда и название игры. В полном своем варианте это игра с пятью участниками; впрочем, возможно совмещение ролей, и тогда с начала до конца могут играть двое. Центральную роль играет субъект игры, «Алкоголик», пусть это будет мистер Уайт. Главная поддерживающая роль – Преследователь, как правило, представитель другого пола; обычно это супруга (или супруг). Третья роль – Избавитель, ее исполняет обычно лицо того же пола, что и Алкоголик, например, добродушный домашний врач, принимающий участие в пациенте и заинтересованный проблемой пьянства. Классическая ситуация состоит в том, что врач успешно избавляет пациента от его порока. После шестимесячного воздержания Уайт и доктор поздравляют друг друга. Но на следующий день Уайта находят в канаве. Четвертая роль – Покровитель или Соска. В литературе ее играет продавец или бармен, предоставляющий Уайту кредит, подбрасывающий сэндвич или чашку кофе, не преследующий его и не пытающийся его спасти. В жизни эту роль чаще исполняет мать Уайта, дающая ему деньги и нередко сочувствующая ему по поводу его жены, которая его не понимает. При этом игра требует от Уайта правдоподобного предлога для получения денег – какого-нибудь плана, которому оба будто бы верят – хотя и знают, куда уйдет по обыкновению большая часть этих денег. Иногда Покровитель сбивается на другую, не столь важную, но дружелюбную роль – Подстрекателя, «своего парня», предлагающего средства даже по собственному почину: «Пойдем выпьем! (отчего ты покатишься вниз быстрее)». Во всех играх, связанных с выпивкой, вспомогательную роль играет профессионал, содержатель бара или продавец. В игре «Алкоголик» он исполняет пятую роль: это Поставщик, прямой источник напитков, понимающий речь пьяного; в некотором смысле это важнейшее лицо в жизни пьяницы и наркомана. Разница между Поставщиком и другими игроками та же, что между профессионалами и любителями в любой игре: профессионал знает, когда остановиться. В нужный момент умелый продавец отказывается обслуживать Алкоголика, который остается тем самым без выпивки – если только ему не удается отыскать более снисходительного Поставщика. В начальной стадии «Алкоголика» жена может играть все три поддерживающие роли: в полночь она Покровительница, раздевающая мужа, варящая ему кофе, позволяющая ему прижаться к себе; наутро она Преследовательница, обличающая его дурное поведение; вечером – Избавительница, молящая его исправиться. На поздних стадиях, иногда вследствие ухудшения здоровья, Преследователь и Избавитель могут оказаться лишними; их терпят, если они готовы при этом служить источником снабжения. Теперь Уайт готов отправиться в благотворительную столовую и подвергнуться Избавлению за бесплатную кормежку, или вынести головомойку – любительскую или профессиональную, – если за ней следует подачка. Как видно из имеющихся данных, вознаграждение в игре «Алкоголик» (как это характерно для игр вообще) происходит от ее аспекта, менее всего привлекающего внимание большинства исследователей. Анализ игры показывает, что сама выпивка является лишь попутным удовольствием, доставляющим дополнительные преимущества; это процедура, ведущая к подлинной кульминации игры, которой является похмелье. Дело обстоит так же, как в игре «Шлемиль»: все безобразия, привлекающие больше всего внимания, для Уайта лишь приятный путь к развязке – получению прощения от Блэка. Для Алкоголика похмелье – не столько физическое страдание, сколько психологическая мука: Любимые развлечения пьяниц – это «Мартини» (сколько напитков и как их смешивали) и «А наутро» (дай-ка я расскажу тебе о моем похмелье). «Мартини» разыгрывают преимущественно пьющие в компании; многие алкоголики предпочитают жесткую психологическую встряску «А наутро», и организации алкоголиков вроде АА [«Анонимные Алкоголики» – организация бывших алкоголиков, ставящая целью избавить других от этого порока. (Прим. перев.)] доставляют им для этого неограниченные возможности. Посетив психиатра после очередного цикла, пациент охотно осыпает себя обидными кличками; психиатр молчит. Позже, вспоминая об этом в терапевтической группе, Уайт будет утверждать, что этими кличками обозвал его психиатр. В терапевтической ситуации главный интерес разговора состоит для многих алкоголиков не в самом пьянстве – упоминаемом, по-видимому, больше из почтения к преследователям – а в последующих страданиях. В смысле взаимодействий цель состоит, кроме собственного удовольствия, в создании ситуации, в которой Ребенок получает суровый нагоняй не только от внутреннего Родителя, но и от какой-нибудь родительской личности из его окружения, достаточно заинтересованной, чтобы исполнить такую роль. Поэтому терапия этой игры должна быть сосредоточена не на выпивке, а на «следующем утре» – на самооправдании посредством самобичевания. Впрочем, встречается тип запойных пьяниц, у которых не бывает похмелья, и которые не относятся к рассматриваемой категории. Существует также игра «Сухой алкоголик», в которой Уайт проходит путь финансового или социального падения без бутылки, но с той же последовательностью ходов и с той же потребностью самобичевания. В этом случае кульминацией опять-таки является «следующее утро». Именно это сходство между обычным «Алкоголиком» и «Сухим алкоголиком» подчеркивает, что то и другое – игры; в обоих случаях сходна и процедура, приводящая к увольнению с работы. Игра «Наркоман» подобна «Алкоголику», но мрачнее, драматичнее, развивается сенсационнее и быстрее. Эта игра, во всяком случае в нашем обществе, больше нуждается в наличии Преследователя; Покровители и Избавители немногочисленны и редки, а Поставщик играет гораздо более важную роль. В игре «Алкоголик» принимает участие ряд различных организаций – местных, национальных, и даже международных. Многие из них публикуют правила игры. Почти все они объясняют, как играть роль Алкоголика: выпивать перед завтраком, тратить деньги, предназначенные для других целей, и т. п. Они разъясняют также функции Избавителя. Например, Анонимные Алкоголики продолжают играть в ту же игру, побуждая, однако, Алкоголика принять на себя роль Избавителя. Для этой роли предпочтительнее бывшие Алкоголики, ибо они лучше знакомы с игрой и имеют более высокую квалификацию для исполнения поддерживающих ролей, чем те, кто в нее прежде не играл. Известны случаи, когда члены некоторой секции АА не находили алкоголиков, с которыми можно было бы работать, и, не имея возможности продолжать игру в роли Избавителя, вновь начинали пить [1]. Имеются организации, стремящиеся улучшить судьбу других игроков. Некоторые из них оказывают давление на супруг алкоголиков, побуждая их сменить роль Преследователя на Избавителя. Одна организация, стоящая, по-видимому, ближе всего к теоретическому идеалу лечения, работает с подростками – детьми алкоголиков, поощряя их вообще порвать с игрой, вместо того чтобы только менять роли. Психологическое лечение алкоголика состоит также в том, чтобы заставить его совсем бросить игру, а не просто сменить одну роль на другую. Иногда этого удается добиться, хотя и нелегко подыскать Алкоголику другое занятие, столь же интересное для него, как продолжение игры. Поскольку классическим признаком алкоголика является страх перед близостью, заменой будет скорее другая игра, а не свободные от игр отношения. Так называемые излеченные алкоголики часто представляют собой в общественном смысле малоинтересных партнеров; их жизнь, по-видимому, лишена сильных впечатлений, что постоянно сбивает их на прежнюю дорогу. Критерий действительного «излечения от игры» состоит в том, чтобы бывший Алкоголик мог выпить в компании, не подвергая себя риску. Обычное лечение «полным воздержанием» рассматривается специалистами по анализу игр как неудовлетворительное. Как видно из описания игры, для Избавителя существует сильный соблазн играть в «Я только стараюсь вам помочь»; для Преследователя – в «Вот что ты со мной сделал»; для Покровителя – в «Славного парня». В результате распространения избавительных организаций, популяризирующих идею о том, что алкоголизм – болезнь, алкоголиков научили играть в «Деревянную ногу». Закон, весьма заинтересованный в такой публике, в настоящее время склоняется в пользу этой игры. Главная роль теперь отводится не Преследователю, а Избавителю; позиция «Я – грешник» сменяется позицией «Чего вы хотите от больного человека?» (что составляет часть общей тенденции современного мышления, удаляющегося от религии в сторону науки). С экзистенциальной точки зрения такая смена позиций представляется спорной; с практической же стороны она вряд ли привела к уменьшению продажи напитков пьяницам. И все же для большинства людей Анонимные Алкоголики остаются наилучшим введением в лечение сверхснисходительностью. Антитезис. Как известно, в «Алкоголика» играют упорно, и от этой игры трудно отказаться. В одном случае женщина-алкоголик, помещенная в терапевтическую группу, принимала в ней очень небольшое участие до тех пор, пока, как ей показалось, она не узнала достаточно о других членах группы, чтобы завести свою игру. Тогда она попросила их сказать ей, что они о ней думают. Поскольку она вела себя достаточно приятно, ряд членов группы высказался о ней одобрительно; но она возразила: «Мне нужно другое. Я хочу знать, что вы на самом деле думаете». Она дала понять, что ей нужны уничижительные отзывы. Другие женщины, однако, отказались ее преследовать. Тогда она пошла домой и сказала мужу, что если она еще раз напьется, он должен либо развестись с ней, либо положить ее в больницу. Он обещал ей это; в тот же вечер она напилась до бесчувствия, и муж отправил ее в санаторий. В этом случае другие члены группы отказались играть преследовательские роли, которые им предназначила миссис Уайт; она оказалась неспособной выдержать этот антитезис, вопреки общему желанию укрепить уже достигнутое ею понимание процесса. Дома же она нашла человека, согласного исполнить нужную ей роль. Однако в других случаях удается подготовить пациента настолько, что он может расстаться с игрой, а затем добиваться настоящего общественного излечения, причем терапевт отказывается играть как Преследователя, так и Избавителя. Столь же не терапевтично с его стороны играть роль Покровителя, позволяя пациенту пренебрегать его расписанием и финансовыми обязательствами. С точки зрения теории взаимодействий правильная терапевтическая процедура состоит в том, что врач после тщательной подготовительной работы занимает договорную позицию Взрослого и отказывается играть какую-либо из ролей; он рассчитывает при этом, что пациент окажется способным выдержать отказ не только от выпивки, но и от разыгрывания своей игры. Если он не может, лучше отослать его к какому-нибудь Избавителю. Антитезис особенно труден по той причине, что пьяница в большинстве стран Запада высоко ценится как объект осуждения, заботы или великодушия, и всякий, отказывающийся играть одну из этих ролей, рискует навлечь на себя негодование общества. Рациональный подход может встревожить Избавителей даже больше, чем Алкоголика, что подчас приводит к печальным последствиям для лечения. Одна группа исследователей, работавшая в клинических условиях, серьезно заинтересовалась игрой «Алкоголик» и пыталась добиться действительного излечения путем прекращения игры, а не простым «избавлением» пациентов. Когда это было замечено, комитет попечителей, финансировавший клинику, поспешил отделаться от этих людей, и никто из них не привлекался впоследствии к лечению таких пациентов. Родственные игры. Интересная игра, сопутствующая «Алкоголику», называется «По одной». Она была открыта одним внимательным исследователем, занимавшимся промышленной психологией. Уайт и его жена (непьющая Преследовательница) отправляются на пикник с Блэком и его женой (оба Покровители). Уайт говорит Блэкам: «Выпьем по одной!» Если они согласны, это дает возможность Уайту выпить четыре или пять. Если Блэки отказываются, игра разоблачается. По правилам выпивки Уайт в этом случае вправе оскорбиться, и он найдет для следующего пикника более подходящих компаньонов. То, что на общественном уровне кажется щедростью Взрослого, на психологическом уровне оказывается актом наглости, с помощью которого Ребенок Уайта получает от Блэка Родительское разрешение путем открытого подкупа, прямо под носом у миссис Уайт, лишенной возможности протестовать. В действительности миссис Уайт соглашается на все это мероприятие именно потому, что она будет «бессильна» протестовать. На самом деле она так же заинтересована в продолжении игры в своей роли Преследовательницы, как мистер Уайт – в своей роли Алкоголика. Нетрудно представить себе ее обвинения в адрес мужа на следующее утро после пикника. Этот вариант может вызвать осложнения, если Уайт – начальник Блэка. Вообще говоря, «Покровители» не так уж плохо «зарабатывают» в игре. Часто они – одинокие люди, извлекающие немалую выгоду из своей доброты к Алкоголикам. Торговец, разыгрывающий «Славного парня», приобретает таким образом много знакомых; он может заслужить хорошую репутацию в своем социальном окружении не только как великодушный человек, но и как хороший рассказчик. Между прочим, один из вариантов «Славного парня» состоит в том, что игрок ищет повсюду совета, как лучше помогать людям. Это пример милой и конструктивной игры, заслуживающей поощрения. Противоположную игру представляет собой «Блатной», берущий уроки насилия или спрашивающий, как лучше вредить людям. Хотя уроки никогда не применяются на практике, игрок извлекает преимущество, ассоциируя себя с настоящими блатными, играющими до конца, и может сиять в их отраженной славе. Это разновидность того, что французы называют un fanfaron de vice [Похваляющийся пороком (фр.). (Прим. перев.)] Анализ: Тезис: Вот какой я плохой! Попробуй удержать меня! Цель: Самобичевание. Роли: Алкоголик, Преследователь, Избавитель, Покровитель, Поставщик. Динамика: Оральное лишение. Примеры: (1). Попробуй поймай. Прототип этой игры трудно связать с ней ввиду ее сложности. Однако дети, в особенности дети алкоголиков, часто проделывают ряд маневров, характерных для «Алкоголика». «Попробуй удержи меня» – игра, включающая обман, запрятывание вещей, навлечение на себя оскорбительных замечаний, поиски благодетелей, например, благосклонного соседа, у которого можно брать подачки, и т. п. Самобичевание часто откладывается до более позднего возраста. (2). Алкоголик и его окружение. Общественный образец: Взрослый – Взрослый. Взрослый: «Скажи мне, что ты в самом деле обо мне думаешь или помоги мне бросить пить». Взрослый: «Я буду с гобой откровенен». Психологический образец: Родитель – Ребенок. Ребенок: «Попробуй удержи меня1» Родитель: «Ты должен перестать пить, потому что...» Ходы: (1). Провокация – обвинение или прощение. (2). Снисходительность – гнев или разочарование. Преимущества: (1). Внутреннее психологическое: а.) пьянство как процедура – бунт, самоутешение и удовлетворение влечения; б) «Алкоголик» как игра – самобичевание (вероятно). (2). Внешнее психологическое: избежание сексуальной и других форм близости. (3). Внутреннее общественное: Попробуй удержи меня! (4). Вншнее общественное: «А наутро», «Мартини» и другие развлечения. (5). Биологическое: чередующиеся любовные и гневные обмены. (6). Экзистенциальное: Все хотят причинить мне вред. Страница 14 из 48 Все страницы < Предыдущая Следующая > |
Комментарии
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать