Эрик Берн. Игры, в которые играют люди |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕЧасть I Анализ игрГлава 1Структурный анализНаблюдения над спонтанным общением, наиболее продуктивные в некоторых видах психотерапевтических групп, показывают, что у людей время от времени заметно меняются позы, точки зрения, голос, словарь и другие аспекты поведения. Эти изменения часто сопровождаются сдвигами в чувствах. У данного индивида определенному состоянию психики отвечает некоторый набор шаблонов поведения, другому же состоянию соответствует иная установка поведения, часто несовместимая с первой. Эти изменения и различия приводят к представлению о состояниях эго [Введенный Фрейдом термин «эго» (от лат. ego, «я») применяется здесь в объясняемом ниже смысле. Знание работ Фрейда не обязательно. (Прим. перев.)]. На техническом языке состояние эго может быть описано феноменологически, как когерентная система чувств, а в операционных терминах – как набор когерентных шаблонов поведения. На более практическом языке это система чувств, сопровождаемая соответствующим набором шаблонов поведения. По-видимому, каждый индивид располагает ограниченным набором таких шаблонов поведения, и это не роли, а психологические реальности. Такой репертуар можно разбить на следующие категории: 1) состояния эго, напоминающие состояния эго родителей индивида (или заменявших родителей лиц); 2) состояния эго, автономно направленные на объективную оценку действительности; 3) состояния, представляющие архаические реликты, – все еще действующие состояния эго, фиксированные в раннем детстве. На специальном языке они называются экстеропсихическими, неопсихическими и археопсихическими состояниями эго. Но проще обходиться терминами Родитель, Взрослый и Ребенок, которые и применяются во всех случаях, кроме наиболее формальных рассуждений. Итак, мы исходим из того, что каждый индивид, находящийся в обществе других людей, в каждый данный момент проявляет Родительское, Взрослое или Детское состояние своего эго, и что индивиды могут переходить, с различной степенью легкости, от одного из этих состояний к другому. Из наблюдений такого рода выводятся некоторые диагностические утверждения. «Это ваш Родитель» означает: «Вы находитесь сейчас в том же психическом состоянии, в каком бывал один из ваших родителей (или заменявшее его лицо), и вы реагируете так же, как эго делал бы он, с теми же позами, жестами, выражениями, чувствами и т. п.» «Это ваш Взрослый» означает: «Вы только что проделали автономную и объективную оценку ситуации и выражаете эти процессы мышления, или воспринимаемые вами проблемы, или наши заключения без всякого предубеждения». «Это ваш Ребенок» означает: «Способ проявления и смысл вашей реакции те же, как если бы вы были маленьким мальчиком или маленькой девочкой». Отсюда следуют выводы: 1. Каждый индивид имел родителей (или заменявших их лиц); он песет в себе ряд состояний это, воспроизводящих состояния их эго в том виде, как он их воспринял. Эти родительские состояния эго при некоторых обстоятельствах могут быть приведены в действие (экстеропсихическое функционирование). На обиходном языке − каждый несет в себе своих родителей. 2. Каждый индивид (включая детей, умственно отсталых людей и больных шизофренией) способен к объективной обработке данных, если у него можно вызвать надлежащее состояние эго. Проще: каждый может быть Взрослым (неопсихическое функционирование). 3. Каждый индивид некогда был моложе, чем теперь, и несет в себе реликты более ранних лет, которые могут проявиться при некоторых обстоятельствах. Проще: каждый несет в себе маленького ребенка. Здесь уместно привести так называемую структурную диаграмму (рис. 1, а). Она представляет, с указанной точки зрения, схему полной личности индивида, включая Родительские, Взрослые и Детские состояния это. Они тщательно отделены друг от друга, поскольку очень различны и очень часто несовместимы друг с другом. Имеющиеся здесь различия на первых порах могут остаться неясными для неопытного наблюдателя, но вскоре они впечатляющим образом обнаруживаются и заинтересовывают каждого, кто дал себе труд научиться структурной диагностике. В дальнейшем условимся называть реальных людей родителями, взрослыми и детьми с малой буквы, а Родитель, Взрослый и Ребенок будут обозначать состояния эго. Рис. 1,б изображает структурную диаграмму в удобной упрощенной форме. Прежде чем окончить структурный анализ, необходимо отметить следующее: 1. В структурном анализе никогда не применяется слово «инфантильный», поскольку оно несет сильный оттенок чего-то нежелательного, что надо сразу остановить, от чего надо избавиться. Для описания Ребенка (архаического состояния эго) применяется термин «детский», более биологический и свободный от предубеждения. В действительности Ребенок является во многих отношениях наиболее ценной частью личности: он может внести в нее то, что настоящий ребенок вносит в жизнь семьи, – очарование, радость, творчество. Если Ребенок в индивиде помрачен и нездоров, это может привести к несчастным последствиям. Но здесь кое в чем можно и нужно помочь. 2. То же относится к словам «зрелый» и «незрелый». В излагаемой системе нет места для чего-то, называемого «незрелой личностью». Бывают, конечно, люди, у которых Ребенок неуместным и непродуктивным образом берет верх, но у каждого из них есть полный Взрослый, с правильной структурой, которого надо лишь открыть и привести в действие. И наоборот, так называемые «зрелые» – это те, кто может держать Взрослого у власти большую часть времени. Но при случае их Ребенок берет верх, как и у всех, часто с приводящими в замешательство результатами. 3. Следует отметить, что Родитель проявляется в двух формах, прямой и косвенной, как активное состояние и как влияние. В первом случае индивид реагирует так, как это делали его отец или мать: «Делай так, как я». Если же это косвенное влияние, он реагирует так, как этого требовали родители: «Делай не так, как я, а так, как я говорю». В первом случае он становится одним из них, во втором – приспосабливается к их требованиям. 4. Ребенок также проявляется в двух формах, как приспособившийся и как естественный Ребенок. Приспособившийся Ребенок – такой, который видоизменяет свое поведение под влиянием Родителей. Он ведет себя так, как этого хотели от него отец или мать, – например, угодливо, или как вундеркинд. Или же он приспосабливается тем, что замыкается или хнычет. Словом, влияние Родителей здесь причина, а приспособившийся Ребенок – следствие. Естественный Ребенок выражается спонтанно – в творчестве или в бунте. Этот вывод структурного анализа подтверждается при алкогольной интоксикации: в этом случае сначала сходит со сцены Родитель, так что приспособившийся Ребенок освобождается от его влияния и, сбросив оковы, превращается в естественного Ребенка. Для практического анализа игр обычно достаточно тех сведений о структуре личности, которые приведены выше. Состояния эго – это нормальные физиологические явления. Мозг человека есть орган и организатор психической жизни; продукты его деятельности организуются и хранятся в виде состояний эго. Уже есть конкретные доказательства этого в некоторых результатах Пенфилда и его сотрудников [1, 2]. Существуют и другие классифицирующие системы на разных уровнях, например, «механическая» память. Но естественная форма самого существования состоит в сменяющих друг друга состояниях психики. Каждый тип состояний эго имеет свое жизненно важное значение для человеческого организма. В Ребенке заключены интуиция [3], творческие способности, спонтанный порыв и радость. Взрослый необходим для выживания. Он обрабатывает данные и вычисляет вероятности, существенные для эффективного обращения с внешним миром. Он также испытывает свои неудачи и получает свои вознаграждения. Например, чтобы пересечь дорогу с сильным движением, требуется обработка сложною ряда данных о скоростях. Действие откладывается до тех пор, пока вычисления не дадут высокую вероятность благополучного исхода. Вознаграждения за успешные вычисления этого рода входят в число удовольствий от горнолыжного, парусного и других видов спорта, связанных с быстрым движением. Другая задача Взрослого − регулирование деятельности Родителя и Ребенка и объективное посредничество между ними. У Родителя две главные функции. Во-первых, он дает индивиду возможность активно действовать в качестве родителя настоящих детей, обеспечивав таким образом выживание, человеческого рода. Значение его в этом отношении видно из того, что люди, осиротевшие в детстве, по-видимому, вызывают бóльшие трудности воспитании детей, чем выросшие в семье. Во-вторых, многие из реакций Родителя автоматичны, что сберегает немало времени л энергии. Ряд вещей делается потому, что «так принято». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать бесчисленные тривиальные решения, и он может посвятить себя более важным вопросам, предоставив рутинные дела Родителю. Итак, все три аспекта личности имеют важное значение для выживания и для жизни. Лишь в том случае, когда один из них нарушает здоровое равновесие, показаны анализ и реорганизация. Вообще же каждый из них − Родитель, Взрослый и Ребенок − имеет полное право на уважение и законное место в полной и плодотворной жизни. Библиография 1. Penfield W. Memory Mechanisms // Archives of Neurology & Psychiatry. 1952. V. 67. P. 478 1982. (Пенфилд У. Механизмы памяти // Архивы нейрологии и психиатрии. J952. Т. 67. С. 178-198). 2. Penfield W. and Jasper H. Epilepsy and the Functional Anatomy of the human Brain. Boston: Little, Brown & Company, 1954. Chap. XI. (Пенфилд У., Джеспер Г. Эпилепсия и функциональная анатомия человеческого мозга. Бостон: Литл, Браун и комп., 1954. Гл. XI). 3. Borne Е. The Psychodynamic of Intuition // Psychiatric Quarterly. 1962, V. 36. P. 294 300. (Берн Э. Психодинамика интуиции // Психиатрия (трехмесячное обозрение). 1962. Т. 36. С. 294 300). Страница 4 из 48 Все страницы < Предыдущая Следующая > |
Комментарии
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать