На главную / Философия и психология / Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

| Печать |


2. Я только стараюсь вам помочь

Тезис. Эта игра может разыгрываться в любой профессиональной ситуации, а не только у психотерапевтов и в благотворительных учреждениях. Но чаще всего и в наиболее развитой форме она встречается среди социальных работников с определенным типом подготовки. Автор уяснил себе анализ этой игры при любопытных обстоятельствах. Во время покера все участники вышли из игры, кроме двух – ученого-психолога и.бизнесмена. Бизнесмен, у которого были хорошие карты, делал ставки. Психолог, у которого карты были непобедимы, повышал их. Бизнесмен выглядел озадаченным, на что психолог шутливо заметил: «Не расстраивайтесь, я ведь только стараюсь вам помочь!» Бизнесмен колебался, но наконец выложил свои карты. Психолог показал, что он выиграл, после чего партнер в раздражении отшвырнул свои карты. Остальные присутствующие по окончании игры сочли себя вправе посмеяться над шуткой психолога, а проигравший уныло заметил: «Да, уж вы мне помогли!» Психолог бросил на автора многозначительный взгляд, намекая, что шутка вышла в действительности за счет психиатрической профессии. Именно в этот момент автору стала понятна структура игры.

Сотрудник учреждения или терапевт любой специальности дает клиенту или пациенту некоторый совет. Пациент приходит снова и сообщает, что рекомендация не привела к требуемому результату. Сотрудник смиренно пожимает плечами и делает новую попытку. Если он достаточно внимателен, он может заметить у себя в этот момент некоторое чувство подавленности; но, так или иначе, он пытается еще раз. Обычно он не испытывает особой потребности проанализировать свои мотивы, поскольку знает, что его коллеги с аналогичной подготовкой поступают так же, что он ведет дело «правильно» и может рассчитывать на полную поддержку своего начальства.

Если он встретился с упорным игроком, например, с враждебно настроенным пациентом, одержимым навязчивой идеей, то с каждым разом ему будет все труднее бороться с чувством беспомощности. Он теряется, и ситуация продолжает ухудшаться. В крайнем случае он может столкнуться с разгневанным параноиком, который в один прекрасный день врывается к нему с криком: «Вот что я из-за тебя наделал!» И тогда его фрустрация выходит наружу в виде высказанной или невысказанной мысли: «Но ведь я только старался вам помочь!» Его замешательство при виде неблагодарности может причинить ему серьезное страдание, что указывает на сложные мотивы, лежащие в основе его собственного поведения. Это замешательство и является вознаграждением игры.

Не следует смешивать людей, которые действительно оказывают помощь, с играющими в «Я только стараюсь вам помочь» (ЯТСВП). Формулы «Думаю, мы сможем этому помочь», «Я знаю, что делать», «Я здесь как раз для того, чтобы вам помочь» или «Я помогу вам, мой гонорар такой-то» отличаются от «Я только стараюсь вам помочь». Первые четыре – добросовестные предложения Взрослого предоставить профессиональную квалификацию в распоряжение отчаявшегося пациента или клиента; напротив, ЯТСВП имеет скрытый мотив, более важный для определения исхода лечения, чем профессиональная квалификация. Мотив этот основан на позиции, что люди неблагодарны и вызывают разочарование. Перспектива успеха тревожит Родителя такого профессионала, толкая его к саботажу, поскольку успех может угрожать его позиции. Игрок в ЯТСВП нуждается в подтверждении, что помощь будет отвергнута, как бы ревностно ее ни предлагали. Клиент отвечает ему игрой «Посмотри, как я старался» или «Вы мне ничем не поможете». Более гибкие игроки способны на компромисс: люди могут принимать помощь, но им требуется для этого много времени. Понятно, почему терапевт испытывает чувство неловкости, получив быстрый результат: он знает, что на собраниях персонала это вызовет критику некоторых его коллег. Упорным игрокам в ЯТСВП, какие встречаются среди социальных работников, можно противопоставить хороших юристов, помогающих своим клиентам без личных затруднений и сентиментальности. В таких случаях нет скрытой напряженности, но есть мастерство.

Некоторые учебные заведения, готовящие социальных работников, похожи на академии, устроенные главным образом для обучения профессиональных игроков в ЯТСВП; окончившим такие заведения нелегко воздержаться от этой игры. Пример, иллюстрирующий приведенные выше соображения, рассматривается дальше, при описании дополнительной игры «Нищета».

Нетрудно обнаружить ЯТСВП и ее разновидности в повседневной жизни. Эта игра разыгрывается друзьями семьи и родственниками (например, «Могу достать вам по дешевке»), а также взрослыми, работающими с детскими группами. Это излюбленная игра родителей, на которую их отпрыски отвечают дополнительной игрой – обычно «Вот что я из-за тебя наделал». В общественном отношении это может быть вариантом «Шлемиля», в котором ущерб причиняется не импульсивно, а в процессе оказания помощи; клиент изображает здесь жертву, часто разыгрывающую «Почему мне всегда не везет?» или один из вариантов этой игры.

Антитезис. Чтобы отклонить предложение игры, профессионал может прибегнуть к различным приемам; выбор зависит от состояния его отношений с пациентом и в особенности от установки Ребенка пациента.

1.  Классический антитезис психоанализа наиболее радикален и труднее всего переносится пациентом. Предложение полностью игнорируется. Пациент предлагает игру все более упорно. Наконец, он впадает в состояние отчаяния, выражающееся в раздражении или депрессии; это и свидетельствует, что игра подавлена. Такая ситуация может привести к полезному столкновению.

2.  Более мягкий (но не слишком вежливый) вид столкновения можно испробовать при первом же предложении. Терапевт объясняет, что он не начальник пациента, а врач.

3.  Еще более мягкий способ – ввести пациента в терапевтическую группу и предоставить процедуру другим пациентам.

4. В случае острого расстройства может оказаться необходимым подыгрывать пациенту в течение начальной фазы. Таким пациентом должен заняться психиатр с врачебным образованием, который может предписать ему медикаменты и некоторые гигиенические меры, сохраняющие ценность для лечения таких людей даже в нашу эпоху транквилизаторов. Если врач наряду с медикаментами предписывает пациенту гигиенический режим, включающий, например, ванны, упражнения, отдых и регулярные приемы пищи, то возможны следующие случаи: (1) пациент соблюдает режим и чувствует себя лучше; (2) пациент скрупулезно соблюдает режим и жалуется, что это ему не помогает; (3) пациент при случае упоминает, что забыл выполнить предписания или отступил от режима, потому что от этого нет никакого прока. Во втором и третьем случае психиатр решает, подготовлен ли пациент на этой стадии к анализу игр, или же ему требуется какая-либо другая форма лечения перед применением психотерапии. Прежде чем перейти к дальнейшим мерам, психиатр должен тщательно оценить соотношение между аккуратностью соблюдения режима и тенденцией пациента разыгрывать игры.

С другой стороны, для пациента антитезис гласит: «Не говорите мне, что я должен делать, чтобы помочь себе; я скажу вам, что сделать, чтобы помочь мне». Если известно, что терапевт – Шлемиль, то правильный антитезис для пациента следующий: «Не помогайте мне, помогите себе». Но у серьезных игроков в «Я только стараюсь вам помочь», как правило, не хватает чувства юмора. Антитезисные ходы пациента обычно встречают неблагосклонный прием и могут вызвать у терапевта вражду на всю жизнь. В повседневной жизни подобные ходы должен предпринимать лишь тот, кто готов их беспощадно довести до конца и принять на себя последствия. Например, оттолкнув родственника, который берется «достать вам по дешевке», можно вызвать серьезные домашние осложнения.

Анализ.

Тезис: «Никто никогда меня не слушается».

Цель: Облегчение чувства вины.

Роли: Помощник, Клиент.

Динамика: Мазохизм.

Примеры: (1). Дети учатся, родитель вмешивается. (2). Социальный работник и клиент.

Общественный образец: Родитель – Ребенок.

Ребенок: «Что я теперь делаю?»

Родитель: «Вот что ты делаешь».

Психологический образец: Родитель – Ребенок.

Родитель: «Вот какой я правильный человек».

Ребенок: «Я заставлю тебя почувствовать, что не такой уж правильный».

Ходы: (1). Просит указаний – получает указания. (2). Нарушает процедуру – получает выговор. (3). Доказывает, что процедура ошибочна – неявное извинение.

Преимущества: (1). Внутреннее психологическое – мученичество. (2). Внешнее психологическое – избежание признания несостоятельности. (3). Внутреннее общественное – «ПТА» проективного типа; неблагодарность. (4). Внешнее общественное – «Психиатрия» проективного типа. (5). Биологическое – шлепок от клиента, поглаживание от: начальства. (6). Экзистенциальное – все люди неблагодарны.

 


Страница 36 из 48 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Комментарии 

# ирина   26.02.2015 15:09
не всё я поняла конечно.но по моему не правильно ставить вопрос-почему нам.....на него мы не найдём ответа.следует спросить-зачкм мне так не везёт или что то другое.и каждый раз будут появляться новые ответы.
# Петр   12.06.2015 23:30
Спасибо за полный, без купюр перевод. Засел за чтение...)
# Вячеслав   03.05.2016 17:28
Действительно, полный перевод значительно отличается от той книги которую я читал 20 лет назад. Огромное СПАСИБО авторам!!!
# Денис   09.03.2017 21:00
Спасибо за работу, но всё-таки «дополняющее взаимодействие» лучше подходит по смыслу, чем «дополнительное ...»
наверх^