Эрик Берн. Игры, в которые играют люди |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕГлава 17Достижение автономииСознательно или нет, родители учат своих детей, с самого их рождения, как вести себя, думать, чувствовать и воспринимать. Освобождение от этих влияний – нелегкое дело, поскольку они глубоко внедряются и в течение первых двух-трех десятилетий жизни необходимы для биологического и общественного выживания. Такое освобождение возможно лишь потому, что индивид начинает свой путь в автономном состоянии, то есть способным к восприимчивости, спонтанности и близости, и в некоторой степени свободным выбирать, какую часть поучений своих родителей он хотел бы принять. В раннем возрасте, в определенные моменты, он решает, каким образом к ним приспособиться. Именно потому, что это приспособление по своей природе представляет собой последовательность решений, оно и может быть устранено, поскольку решения при благоприятных условиях обратимы. Таким образом, достижение автономии состоит в отвержении всего лишнего, как это описано в глава» 13. 14 и 15. Такое отвержение никогда не окончательно: всегда приходится бороться, чтобы не соскользнуть на старые пути. Прежде всего, как уже было сказано в главе 13, должен быть снят весь груз племенной или семейной исторической традиции, как в случае жителей новогвинейской деревни, описанных Маргарет Мид [1]; затем должно быть отброшено влияние родительских, общественных и культурных факторов, действовавших на данного индивида. Так же следует поступить с требованиями современного общества в целом; и, наконец, приходится частично или полностью пожертвовать преимуществами, извлекаемыми из непосредственного общественного окружения. Далее, надо отказаться от легких привилегий и вознаграждений, которые можно получить в качестве Буки или Болвана, как это описано в главе 14. Вслед за этим индивид должен достичь контроля над собой в личной и общественной сфере, чтобы все виды поведения, описанные в Приложении (за исключением, может быть, снов), стали для него делом свободного выбора, подчиненного лишь его воле. Тогда он готов для свободных от игр отношений, образец которых приведен в главе 15. В этом состоянии человек может развивать свою способность к автономии. По существу, все эти приготовления сводятся к мирному разводу со своими родителями (и с другими Родительскими влияниями); при случае их может быть приятно навещать, но они теряют свое доминирующее влияние. Библиография l. Mead M. New Ways for Old. New York: William Morrow & Company, 1956. (Мид М. Новые пути для старого. Нью-Йорк: Уильям Морроу и комп., 1956). Глава 18Что же после игр?В частях I и II этой книги была изображена мрачная картина, рисующая человеческую жизнь, главным образом, как процесс заполнения времени до прихода смерти или Деда Мороза, с очень небольшим выбором занятий в течении этого длительного ожидания. Это банальный, но не окончательный ответ. Для некоторых счастливых людей есть нечто, выходящее за пределы всех классификаций поведения – это восприимчивость; нечто, поднимающееся над прошлым программированием – это спонтанность; и нечто, вознаграждающее больше, чем игры – это близость. Но каждое из трех для неподготовленного человека может оказаться страшным и даже гибельным. Возможно, таким людям лучше оставаться в их обычном состоянии, находя решения своих проблем в какой-нибудь популярной технике общественного поведения, например, «быть-как-все». Это может означать, что для человеческого рода нет надежды; но для отдельных его членов надежда есть. Приложение. Классификация поведенияВ любой данный момент человек вовлечен в один или более из классов поведения, перечисленных ниже: Класс I: Внутренне программируемое (археопсихическое) поведение. Аутистическое поведение. Порядки: (а) Сны. (б) Фантазии. Семейства: i. Внешние фантазии (с осуществлением), ii. Аутистические взаимодействия, неадаптированные. iii. Аутистические взаимодействия адаптированные (с неопсихическим программированием). (в) Фуги. (г) Маниакальное поведение. (д) Непроизвольные поступки: Семейства: i. Тики. ii. Манеры, iii. Телепатия. (е) Другие. Класс II: Вероятностно программируемое (неопсихическое) поведение. Поведение, испытываемое на опыте. Порядки: (а) Деятельность. Семейства: : i. Профессии, ремесла и т. д ii. Спорт, хобби и т. д. (б) Процедуры. Семейства i. Обработка данных, ii. Технологии. (в) Другие. Класс III: Общественно программируемое (частично экстеропсихическое) поведение. Общественное поведение. Порядки: (а) Ритуалы и церемонии. (б) Развлечения. (в) Операции и маневры. (г) Игры. Подпорядки: А. Профессиональные игры (угловые взаимодействия). Б. Общественные игры (двойные взаимодействия). (д) Близость. В этой схеме рассмотренные выше общественные игры классифицируются следующим образом: Класс III. Общественно программируемое поведение; Порядок (г), Игры; Подпорядок Б, Общественные игры. Близость, «конечный этап развития», является неделимой единицей классификации и составляет часть жизни, свободной от игр. Читатель вправе отнестись к этой классификации критически (но не с пренебрежением и не с насмешкой). Она помещена здесь не потому, что очень уж мила автору, а потому, что более функциональна, более реальна и более практична, чем другие системы, используемые в настоящее время, и может быть полезна тем, кто имеет вкус или потребность в таксономии. Страница 48 из 48 Все страницы < Предыдущая Следующая > |
Комментарии
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать