Эрик Берн. Игры, в которые играют люди |
| Печать | |
СОДЕРЖАНИЕГлава 17Достижение автономииСознательно или нет, родители учат своих детей, с самого их рождения, как вести себя, думать, чувствовать и воспринимать. Освобождение от этих влияний – нелегкое дело, поскольку они глубоко внедряются и в течение первых двух-трех десятилетий жизни необходимы для биологического и общественного выживания. Такое освобождение возможно лишь потому, что индивид начинает свой путь в автономном состоянии, то есть способным к восприимчивости, спонтанности и близости, и в некоторой степени свободным выбирать, какую часть поучений своих родителей он хотел бы принять. В раннем возрасте, в определенные моменты, он решает, каким образом к ним приспособиться. Именно потому, что это приспособление по своей природе представляет собой последовательность решений, оно и может быть устранено, поскольку решения при благоприятных условиях обратимы. Таким образом, достижение автономии состоит в отвержении всего лишнего, как это описано в глава» 13. 14 и 15. Такое отвержение никогда не окончательно: всегда приходится бороться, чтобы не соскользнуть на старые пути. Прежде всего, как уже было сказано в главе 13, должен быть снят весь груз племенной или семейной исторической традиции, как в случае жителей новогвинейской деревни, описанных Маргарет Мид [1]; затем должно быть отброшено влияние родительских, общественных и культурных факторов, действовавших на данного индивида. Так же следует поступить с требованиями современного общества в целом; и, наконец, приходится частично или полностью пожертвовать преимуществами, извлекаемыми из непосредственного общественного окружения. Далее, надо отказаться от легких привилегий и вознаграждений, которые можно получить в качестве Буки или Болвана, как это описано в главе 14. Вслед за этим индивид должен достичь контроля над собой в личной и общественной сфере, чтобы все виды поведения, описанные в Приложении (за исключением, может быть, снов), стали для него делом свободного выбора, подчиненного лишь его воле. Тогда он готов для свободных от игр отношений, образец которых приведен в главе 15. В этом состоянии человек может развивать свою способность к автономии. По существу, все эти приготовления сводятся к мирному разводу со своими родителями (и с другими Родительскими влияниями); при случае их может быть приятно навещать, но они теряют свое доминирующее влияние. Библиография l. Mead M. New Ways for Old. New York: William Morrow & Company, 1956. (Мид М. Новые пути для старого. Нью-Йорк: Уильям Морроу и комп., 1956). Глава 18Что же после игр?В частях I и II этой книги была изображена мрачная картина, рисующая человеческую жизнь, главным образом, как процесс заполнения времени до прихода смерти или Деда Мороза, с очень небольшим выбором занятий в течении этого длительного ожидания. Это банальный, но не окончательный ответ. Для некоторых счастливых людей есть нечто, выходящее за пределы всех классификаций поведения – это восприимчивость; нечто, поднимающееся над прошлым программированием – это спонтанность; и нечто, вознаграждающее больше, чем игры – это близость. Но каждое из трех для неподготовленного человека может оказаться страшным и даже гибельным. Возможно, таким людям лучше оставаться в их обычном состоянии, находя решения своих проблем в какой-нибудь популярной технике общественного поведения, например, «быть-как-все». Это может означать, что для человеческого рода нет надежды; но для отдельных его членов надежда есть. Приложение. Классификация поведенияВ любой данный момент человек вовлечен в один или более из классов поведения, перечисленных ниже: Класс I: Внутренне программируемое (археопсихическое) поведение. Аутистическое поведение.
Порядки: (а) Сны.
(б) Фантазии.
Семейства: i. Внешние фантазии (с осуществлением),
ii. Аутистические взаимодействия, неадаптированные.
iii. Аутистические взаимодействия адаптированные
(с неопсихическим программированием).
(в) Фуги.
(г) Маниакальное поведение.
(д) Непроизвольные поступки:
Семейства: i. Тики.
ii. Манеры,
iii. Телепатия.
(е) Другие.
Класс II: Вероятностно программируемое (неопсихическое) поведение.
Поведение, испытываемое на опыте.
Порядки: (а) Деятельность.
Семейства: : i. Профессии, ремесла и т. д
ii. Спорт, хобби и т. д.
(б) Процедуры.
Семейства i. Обработка данных,
ii. Технологии.
(в) Другие.
Класс III: Общественно программируемое (частично экстеропсихическое) поведение.
Общественное поведение.
Порядки: (а) Ритуалы и церемонии.
(б) Развлечения.
(в) Операции и маневры.
(г) Игры.
Подпорядки: А. Профессиональные игры (угловые взаимодействия).
Б. Общественные игры (двойные взаимодействия).
(д) Близость.
В этой схеме рассмотренные выше общественные игры классифицируются следующим образом: Класс III. Общественно программируемое поведение; Порядок (г), Игры; Подпорядок Б, Общественные игры. Близость, «конечный этап развития», является неделимой единицей классификации и составляет часть жизни, свободной от игр. Читатель вправе отнестись к этой классификации критически (но не с пренебрежением и не с насмешкой). Она помещена здесь не потому, что очень уж мила автору, а потому, что более функциональна, более реальна и более практична, чем другие системы, используемые в настоящее время, и может быть полезна тем, кто имеет вкус или потребность в таксономии. Страница 48 из 48 Все страницы < Предыдущая Следующая > |
Комментарии
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать