На главную / Философия и психология / Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

| Печать |


Глава 17

Достижение автономии

Сознательно или нет, родители учат своих детей, с самого их рождения, как вести себя, думать, чувствовать и воспринимать. Освобождение от этих влияний – нелегкое дело, поскольку они глубоко внедряются и в течение первых двух-трех десятилетий жизни необходимы для биологического и общественного выживания. Такое освобождение возможно лишь потому, что индивид начинает свой путь в автономном состоянии, то есть способным к восприимчивости, спонтанности и близости, и в некоторой степени свободным выбирать, какую часть поучений своих родителей он хотел бы принять. В раннем возрасте, в определенные моменты, он решает, каким образом к ним приспособиться. Именно потому, что это приспособление по своей природе представляет собой последовательность решений, оно и может быть устранено, поскольку решения при благоприятных условиях обратимы.

Таким образом, достижение автономии состоит в отвержении всего лишнего, как это описано в глава» 13. 14 и 15. Такое отвержение никогда не окончательно: всегда приходится бороться, чтобы не соскользнуть на старые пути.

Прежде всего, как уже было сказано в главе 13, должен быть снят весь груз племенной или семейной исторической традиции, как в случае жителей новогвинейской деревни, описанных Маргарет Мид [1]; затем должно быть отброшено влияние родительских, общественных и культурных факторов, действовавших на данного индивида. Так же следует поступить с требованиями современного общества в целом; и, наконец, приходится частично или полностью пожертвовать преимуществами, извлекаемыми из непосредственного общественного окружения. Далее, надо отказаться от легких привилегий и вознаграждений, которые можно получить в качестве Буки или Болвана, как это описано в главе 14. Вслед за этим индивид должен достичь контроля над собой в личной и общественной сфере, чтобы все виды поведения, описанные в Приложении (за исключением, может быть, снов), стали для него делом свободного выбора, подчиненного лишь его воле. Тогда он готов для свободных от игр отношений, образец которых приведен в главе 15. В этом состоянии человек может развивать свою способность к автономии. По существу, все эти приготовления сводятся к мирному разводу со своими родителями (и с другими Родительскими влияниями); при случае их может быть приятно навещать, но они теряют свое доминирующее влияние.

Библиография

l. Mead M. New Ways for Old. New York: William Morrow & Company, 1956. (Мид М. Новые пути для старого. Нью-Йорк: Уильям Морроу и комп., 1956).

Глава 18

Что же после игр?

В частях I и II этой книги была изображена мрачная картина, рисующая человеческую жизнь, главным образом, как процесс заполнения времени до прихода смерти или Деда Мороза, с очень небольшим выбором занятий в течении этого длительного ожидания. Это банальный, но не окончательный ответ. Для некоторых счастливых людей есть нечто, выходящее за пределы всех классификаций поведения – это восприимчивость; нечто, поднимающееся над прошлым программированием – это спонтанность; и нечто, вознаграждающее больше, чем игры – это близость. Но каждое из трех для неподготовленного человека может оказаться страшным и даже гибельным. Возможно, таким людям лучше оставаться в их обычном состоянии, находя решения своих проблем в какой-нибудь популярной технике общественного поведения, например, «быть-как-все». Это может означать, что для человеческого рода нет надежды; но для отдельных его членов надежда есть.

Приложение. Классификация поведения

В любой данный момент человек вовлечен в один или более из классов поведения, перечисленных ниже:

Класс I: Внутренне программируемое (археопсихическое) поведение. Аутистическое поведение.
Порядки:   (а) Сны.
           (б) Фантазии.
                   Семейства: 	i. Внешние фантазии (с осуществлением), 
                                ii. Аутистические взаимодействия, неадаптированные. 
                                iii. Аутистические взаимодействия адаптированные 
                                     (с неопсихическим программированием).
            (в) Фуги.
            (г) Маниакальное поведение.
            (д) Непроизвольные поступки:
                   Семейства:    i. Тики.
                                 ii. Манеры, 	
                                 iii. Телепатия.
            (е) Другие.
Класс II: Вероятностно программируемое (неопсихическое) поведение. 
Поведение, испытываемое на опыте. 
Порядки:   (а) Деятельность. 
                   Семейства: :   i. Профессии, ремесла и т. д 
 			          ii. Спорт, хобби и т. д.
           (б) Процедуры.
                   Семейства      i. Обработка данных, 
                                  ii. Технологии.

           (в) Другие.

Класс III: Общественно программируемое (частично экстеропсихическое) поведение. 
Общественное поведение.
Порядки:    (а) Ритуалы и церемонии.
            (б) Развлечения.
            (в) Операции и маневры.
            (г) Игры.
Подпорядки: 	А. Профессиональные игры (угловые взаимодействия). 
                Б. Общественные игры (двойные взаимодействия).
            (д) Близость.

В этой схеме рассмотренные выше общественные игры классифицируются следующим образом: Класс III. Общественно программируемое поведение; Порядок (г), Игры; Подпорядок Б, Общественные игры.

Близость, «конечный этап развития», является неделимой единицей классификации и составляет часть жизни, свободной от игр.

Читатель вправе отнестись к этой классификации критически (но не с пренебрежением и не с насмешкой). Она помещена здесь не потому, что очень уж мила автору, а потому, что более функциональна, более реальна и более практична, чем другие системы, используемые в настоящее время, и может быть полезна тем, кто имеет вкус или потребность в таксономии.

 


Страница 48 из 48 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Комментарии 

# ирина   26.02.2015 15:09
не всё я поняла конечно.но по моему не правильно ставить вопрос-почему нам.....на него мы не найдём ответа.следует спросить-зачкм мне так не везёт или что то другое.и каждый раз будут появляться новые ответы.
# Петр   12.06.2015 23:30
Спасибо за полный, без купюр перевод. Засел за чтение...)
# Вячеслав   03.05.2016 17:28
Действительно, полный перевод значительно отличается от той книги которую я читал 20 лет назад. Огромное СПАСИБО авторам!!!
# Денис   09.03.2017 21:00
Спасибо за работу, но всё-таки «дополняющее взаимодействие» лучше подходит по смыслу, чем «дополнительное ...»
наверх^