На главную / Философия и психология / Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

| Печать |


3. Изнасилование

Тезис. Эта игра, разыгрываемая между мужчиной и женщиной, может быть вежливо названа, по крайней мере в ее мягких формах, «Отвергнутый поцелуй» или «Негодование». Она может разыгрываться с разной интенсивностью.

1.  «Изнасилование» первой степени, или «Отвергнутый поцелуй», популярно на общественных собраниях и сводится, по существу, к легкому флирту. Миссис Уайт дает понять, что она доступна, и ей доставляет удовольствие ухаживание мужчины. Как только он попался, игра окончена. Если она вежлива, она может сказать ему вполне откровенно: «Я ценю ваши комплименты и очень вам благодарна», а затем перейти к следующей завоевательной операции. Если она менее великодушна, она его просто бросает. Женщина, искусная в этой игре, может в условиях большого общественного собрания заниматься этой игрой долгое время, перемещаясь с места на место, так что следующий за ней мужчина, не желая привлекать в себе внимание, вынужден прибегать к сложным маневрам.

2.  В «Изнасиловании» второй степени, известном под названием «Негодование», миссис Уайт получает от ухаживания Блэка лишь вторичное удовлетворение. Основной же выигрыш состоит в том, чтобы его отвергнуть; отсюда обиходное название игры: «Отвяжись, дурень». Она провоцирует Блэка на гораздо более серьезный поступок, чем это бывает в игре первой степени с легким флиртом, а затем отталкивает его, наслаждаясь его замешательством. Конечно, Блэк не так беспомощен, как кажется, и ему могло стоить значительных усилий создание такой ситуации. Обычно он разыгрывает какой-нибудь вариант игры «Дай мне пинка».

3.  «Изнасилование» третьей степени – порочная игра, оканчивающаяся убийством, самоубийством или судом. В этом случае миссис Уайт доводит Блэка до компрометирующего физического контакта, а затем утверждает, что он совершил преступное покушение или нанес ей непоправимый ущерб. В самом циничном случае миссис Уайт может позволить ему довести до конца половой акт, а затем, получив удовольствие, предъявить ему свои обвинения. Обвинение может быть немедленным, когда оно выражается воплем по поводу мнимого изнасилования, или может быть отложено надолго, как в случае самоубийства или убийства после длительной любовной связи. Если она предпочитает разыграть версию преступного посягательства, к ее услугам всегда являются корыстные или болезненно любопытные союзники, такие как печать, полиция, юристы и родственники. Однако в некоторых случаях эти союзники могут цинично манипулировать ею; тогда она теряет инициативу и становится орудием в их играх.

Иногда третьи лица исполняют другую роль. Они навязывают игру не желающей ее миссис Уайт, поскольку они хотят играть в «Подерись с ним». Они ставят ее в такое положение, что она. вынуждена вопить об изнасиловании для спасения своего престижа или своей репутации. Это чаще всего случается с девушками, не достигшими узаконенного возраста вступления в половые отношения; может случиться, что такая девушка охотно продолжила бы связь, но когда история выходит наружу или вызывает шум, она считает себя вынужденной превратить свой роман в «Изнасилование» третьей степени.

В известном случае, когда благоразумный Иосиф не дал втянуть себя в игру «Изнасилование», жена Потифара классическим маневром переключилась на «Подерись с ним»; это превосходный пример, показывающий, как упорный игрок реагирует на антитезис, и какие опасности угрожают людям, уклоняющимся от игры. Комбинация обеих игр составляет известную игру в «Шантаж», в которой женщина соблазняет Блэка, а затем вопит об изнасиловании, после чего в игру вступает ее муж, набрасывающийся на Блэка с целью шантажа.

Один из самых злополучных и острых видов «Изнасилования» третьей степени довольно часто случается при встрече незнакомых гомосексуалистов, когда в течение какого-нибудь часа игра может привести к убийству. Циничные и преступные разновидности этой игры занимают немало столбцов среди газетных сенсаций.

Детский прототип «Изнасилования» – тот же, что в случае «Фригидной женщины»: девочка побуждает мальчика унизиться или испачкаться, а затем глумится над ним, как это классически описано Моэмом в книге «Бремя страстей человеческих» и, как уже было сказано, Диккенсом в «Больших ожиданиях». Это – вторая степень игры. Более жесткая форма, приближающаяся к третьей степени, иногда разыгрывается в «блатной» среде.

Антитезис. Мужчина способен уклониться от этой игры или держать ее под контролем в той мере, в какой он умеет различить подлинные выражения чувства от ходов игры. Если он в состоянии осуществлять общественный контроль, он может получить немалое удовольствие от легкого флирта игры «Отвергнутый поцелуй»; с другой стороны, трудно представить себе какой-либо безопасный антитезис против маневра жены Потифара, кроме своевременного бегства в неизвестном направлении. В 1938 году автор познакомился в Алеппо с пожилым Иосифом, бежавшим из Константинополя за тридцать два года до этого, когда одна из жен султана загнала его в угол при деловом посещении гарема Йилдыз. Ему пришлось бросить лавку, но он успел захватить свои сбережения в золотых франках и никогда не возвращался назад.

Родственные игры. Мужские варианты «Изнасилования» встречаются, как известно, в деловых ситуациях: это «Ложе подсчета» (после которого она лишается своей доли) и «Прижмись ко мне» (после чего ее увольняют со службы).

Анализ.

Следующий анализ относится к «Изнасилованию» третьей степени, поскольку в этом случае особенности игры проявляются более драматично.

Цель: Злобное возмездие.

Роли: Соблазнительница, Волк.

Динамика (третья степень): Зависть по поводу пениса, оральная форма насилия. «Отвергнутый поцелуй» имеет фаллический характер, а «Негодование» содержит сильные анальные элементы.

Примеры: (1). Я все про тебя расскажу, грязный мальчишка. (2). Оскорбленная женщина.

Общественный образец: Взрослый – Взрослый.

Взрослый (мужчина): «Сожалею, что зашел дальше, чем ты хотела».

Взрослый (женщина): «Ты совершил надо мной насилие и должен понести за это кару».

Психологический образец: Ребенок – Ребенок.

Ребенок (мужчина): «Ты видишь, как я неотразим».

Ребенок (женщина): «Попался, сукин сын».

Ходы: (1). Женский: соблазнение; мужской: сопротивление соблазнению. (2). Женский: капитуляция; мужской: победа. (3). Женский: обвинение; мужской: крушение.

Преимущества: (1). Внутреннее психологическое – проявление ненависти и проекция вины. (2). Внешнее психологическое – избежание эмоциональной сексуальной близости. (3). Внутреннее общественное – «Попался, сукин сын». (4). Внешнее общественное – «Ну не ужасно ли», «Судебная камера», «Подерись с ним». (5). Биологическое – обмен сексуальными и воинственными выпадами. (6). Экзистенциальное – я безупречна.

 


Страница 30 из 48 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Вы можете прокомментировать эту статью.


Защитный код
Обновить

наверх^