На главную / Философия и психология / Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

| Печать |


5. Классификация игр

Мы ввели уже большую часть переменных, применяемых в анализе игр и развлечений. Любой из них можно воспользоваться для систематической классификации игр и развлечений. Некоторые наиболее очевидные классификации основаны на следующих факторах:

1.  Число игроков: игры с двумя игроками («Фригидная женщина»), с тремя игроками («Подерись с ним»), с пятью («Алкоголик»), со многими («А почему бы вам не... Да, но...»).

2.  Используемый материал: слова («Психиатрия»), деньги («Должник»), части тела («Кровавая рана»).

3.  Клинические типы: истерический («Изнасилование»), одержимо-навязчивый («Шлемиль»), параноидный («Почему мне всегда не везет?»), депрессивный («Опять у разбитого корыта»).

4.  Зональные типы: оральный («Алкоголик»), анальный («Шлемиль»), фаллический («Подерись с ним!»).

5.  Психодинамические типы: противофобийный («Все из-за тебя»), проективный («ПТА»), интроективный («Психиатрия»).

6.  Инстинктивный фактор: мазохистские игры («Все из-за тебя»), садистские («Шлемиль»), фетишистские («Холодный мужчина»).

Часто оказываются полезными, кроме числа игроков, три другие количественные переменные:

1.  Гибкость. Некоторые игры, как «Должник» и «Кровавая рана», могут разыгрываться надлежащим образом лишь на одном виде материала; другие же – например, эксгибиционистские – более гибки. [Эксгибиционизм – склонность выставлять напоказ свое тело или, в переносном смысле, свою личность. (Прим. перев.)])

2.  Упрямство. Некоторые люди легко отказываются от своих игр, другие же упрямо продолжают их.

3.  Итенсивность. Некоторые люди играют в свои игры в расслабленной манере, другие – более напряженно и агрессивно. Игры называются при этом, соответственно, мягкими и жесткими.

Все эти три переменные делают игры иногда умеренными, иногда яростными. У психически неуравновешенных людей часто отмечается в этом отношении развитие, так что можно говорить о степенях игры. Страдающий параноидальной шизофренией может вначале разыгрывать первую степень игры «Ну не ужасно ли?», в которой она гибка, свободна и мягка, а со временем дойти до ее третьей степени – негибкой, упрямой и тяжелой. Степени игры различаются следующим образом:

A. Игрой первой степени называется игра, общественно приемлемая в окружении действующего лица.

Б. Игрой второй степени называется игра, не ведущая непременно к непоправимому ущербу, но которую, однако, игроки предпочли бы скрыть от публики.

B. Наконец, игра третьей степени – это игра безудержная; доведенная до конца, она завершается в больнице, в суде или морге.

Игры можно классифицировать также и по другим специфическим признакам, указанным при анализе ВИТ: по целям, ролям, наиболее очевидным преимуществам. Для систематической научной классификации наиболее подходящей может оказаться, вероятно, экзистенциальная точка зрения; но поскольку этот фактор еще недостаточно изучен, такую классификацию придется отложить на будущее. За неимением ее, в настоящее время самой удобной классификацией представляется социологическая, которой мы и будем придерживаться в следующей части.

Примечания

Необходимо отметить заслуги Стивена Поттера с его чутким, пронизанным юмором анализом маневров или «проделок» в повседневных жизненных ситуациях [2], и Дж. Г. Мида, пионера в исследовании общественной роли игр [3]. Игры, ведущие к психиатрическим расстройствам, систематически изучались на Сан-Францисских семинарах по социальной психиатрии, начиная с 1958 года; недавно этому разделу анализа игр посвятил свою книгу Т. Сас [4]. Роль игр в групповых процессах изучена в книге автора по групповой динамике [5].

Библиография

1. Maurer D. W. The Big Con. New York: The Bobbs – Merrill Co., 1940. (Маурер Д. У. Большое надувательство. Нью-Йорк: Бобс – Меррил, 1940).

2. Potter S. Theory and Practice of Gamemanship. New York: Henry Holt & Co., n. d.            (Поттер С. Теория и практика игр. Нью-Йорк: Генри Холт и комп., без даты).

3. Mead G. H. Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press, 1934. (Мид Дж. Г. Психика, личность и общество. Чикаго: Изд-во Чикагского

университета, 1934).

4. Szasz Т. The Myth of Mental Illness. New York: Harper & Brothers, 1961. (Cac Т. Миф о психических болезнях. Нью-Йорк: Харпер и братья, 1961).

5. Berne E. The Structure and Dynamics of Organizations and

Groups. Philadelphia and Montreal: J. B. Lippencott Company, 1963. (Бери Э. Структура и динамика организаций и групп. Филадельфия и Монреаль: Дж. Б. Липпенкот, 1963).

 


Страница 12 из 48 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Комментарии 

# ирина   26.02.2015 15:09
не всё я поняла конечно.но по моему не правильно ставить вопрос-почему нам.....на него мы не найдём ответа.следует спросить-зачкм мне так не везёт или что то другое.и каждый раз будут появляться новые ответы.
# Петр   12.06.2015 23:30
Спасибо за полный, без купюр перевод. Засел за чтение...)
# Вячеслав   03.05.2016 17:28
Действительно, полный перевод значительно отличается от той книги которую я читал 20 лет назад. Огромное СПАСИБО авторам!!!
# Денис   09.03.2017 21:00
Спасибо за работу, но всё-таки «дополняющее взаимодействие» лучше подходит по смыслу, чем «дополнительное ...»
наверх^