На главную / Философия и психология / Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди

| Печать |


Глава 11

Игры в приемной врача

Профессиональному специалисту по анализу игр важнее всего знать те игры, которые упрямо разыгрываются в терапевтических ситуациях. Их проще всего изучать непосредственно в приемной врача. Игры эти делятся на три типа, в зависимости от роли «действующего»:

1.  Игры, разыгрываемые терапевтами и исследователями: «Я только стараюсь вам помочь» и «Психиатрия».

2.  Игры, разыгрываемые людьми с профессиональной подготовкой в качестве пациентов терапевтических групп, например, «Оранжерея».

3.  Игры, разыгрываемые пациентами и клиентами: «Нищета», «Деревенская бабушка», «Дурачок» и «Деревянная нога».

1. Оранжерея

Тезис. Это вариант игры «Психиатрия», особенно упорно разыгрываемый молодыми учеными, работающими в области общественных наук, например, психологами-клиницистами. В обществе своих коллег эти люди склонны играть в «Психоанализ», часто в шутку, употребляя при этом выражения вроде: «Проявляется ваша враждебность», или: «Насколько механическим может стать защитный механизм?» Обычно это безобидное и приятное развлечение; оно является нормальной стадией их профессионального обучения, и если в группе оказывается парочка оригинальных личностей, оно может стать очень забавным. (Излюбленная фраза автора: «Я вижу, у вас здесь снова Национальная неделя телепатии»). В качестве пациентов психотерапевтической группы некоторые из этих людей могут позволить себе более серьезную взаимную критику; поскольку в этих условиях такое занятие не слишком плодотворно, терапевт должен уметь ему противодействовать. После этого игра может перейти в «Оранжерею».

У нынешней образованной молодежи вырабатывается преувеличенное почтение к тому, что они называют «подлинными чувствами». Выражению такого чувства предшествует объявление о его приходе. После объявления чувство описывается, или скорее представляется группе, как если бы это был редкий цветок, который следует рассматривать с благоговением. Реакции других членов группы встречаются весьма торжественно, сами же они принимают вид знатоков в ботаническом саду. На жаргоне анализа игр, они решают проблему, достойно ли это чувство быть выставленным в Национальной галерее чувств. Вмешательство терапевта с его вопросами может вызвать сильное негодование, как поведение грубияна, комкающего неуклюжими пальцами нежные лепестки редкостного экзотического растения. Естественно, у терапевта возникает мысль, что для лучшего понимания анатомии и физиологии цветка придется, может быть, его рассечь.

Антитезис. Решающим для лечения антитезисом служит ироничность только что приведенного описания. Если позволить этой игре развиваться, она может продолжаться без изменения годами, вследствие чего у пациента может выработаться представление, будто он испытал «терапевтический опыт», в течение которого «выражал враждебность» и научился «реагировать на чувства» более совершенным образом, дающим ему преимущества по сравнению с менее счастливыми коллегами. Между тем, может оказаться, что получено очень мало результатов, имеющих динамическое значение и, во всяком случае, затраченное время было использовано в терапевтических целях не наилучшим образом.

Ирония нашего вступительного описания направлена не против пациентов, а против их учителей и культурной среды, поощряющей подобную сверхутонченность. Скептическое замечание, сделанное в надлежащий момент, может успешно избавить таких пациентов от влияния Родительского фатовства и привести их к более здоровому, менее эгоцентрическому способу общения. Вместо культивирования чувств в чем-то вроде парника они дадут им расти естественным образом и соберут урожай, когда они созреют.

Самое очевидное преимущество этой игры – внешнее психологическое, поскольку в ней избегают близости, устанавливая специальные условия выражения чувств и специальные ограничения на реакции присутствующих.

 


Страница 35 из 48 Все страницы

< Предыдущая Следующая >
 

Комментарии 

# ирина   26.02.2015 15:09
не всё я поняла конечно.но по моему не правильно ставить вопрос-почему нам.....на него мы не найдём ответа.следует спросить-зачкм мне так не везёт или что то другое.и каждый раз будут появляться новые ответы.
# Петр   12.06.2015 23:30
Спасибо за полный, без купюр перевод. Засел за чтение...)
# Вячеслав   03.05.2016 17:28
Действительно, полный перевод значительно отличается от той книги которую я читал 20 лет назад. Огромное СПАСИБО авторам!!!
# Денис   09.03.2017 21:00
Спасибо за работу, но всё-таки «дополняющее взаимодействие» лучше подходит по смыслу, чем «дополнительное ...»
наверх^